Цианотипия II. Что за зверь? И с чем его едят?

Дата: 06.06.2019

Текст и фото: Артемий Сысоев

Об авторе

Артемий Сысоев - фотограф, исследователь альтернативных методов печати с многолетним опытом. Страница автора, посвященная старинным способам фотопечати.

Артемий Сысоев. Цианотипия II

Цианотипия II на просторах нашей страны в работах авторов, а также в продаже встречается довольно редко, хотя метод при качественных компонентах имеет ряд преимуществ перед Цианотипией I. Технически в этом рецепте Майк Уэйр (Mike Ware), автор рецепта, заменил железо лимонноаммиачное на оксалат железа. В результате раствор стал однокомпонентным, более чистым и более светочувствительным. Но это там, — у них. У нас же ситуация в стране с оксалатом железа весьма неоднозначная. Мне довелось попробовать пять разных реактивов от разных производителей, как частных, так и заводских, и во всех случаях реактив был разный по свойствам. От великолепного до унылого и непонятного.

I. Составление раствора

Приступим к составлению раствора. В данном случае оксалат железа для статьи любезно предоставлен магазином ФотоСецессион, за что личное спасибо Ивану Сахарову. Рецептурой воспользуемся от первоисточника, т.е. от Майка Уэйра.

Составляющие для Цианотипии 2

Составляющие для Цианотипии 2

Что понадобится:

  • дистиллированная вода
  • оксалат железа (аммоний железо III оксалат)
  • красная кровяная соль (калий железосинеродистый)
  • смачиватель (в моем случае Fotonal)
  • лимонная кислота
  • бихромат аммония
  • мерная посуда, весы, кисти, бумага

Отмерим заданные объемы:

30 г оксалата железа и 10 г красной кровяной соли

30 г оксалата железа и 10 г красной кровяной соли

Для начала предлагается взять 30 мл дистиллированной воды, нагреть ее до температуры примерно 50 °С и растворить в ней оксалат железа. В некоторых случаях на это может потребоваться довольно продолжительное время.

Затем в 20 мл воды, нагретой до температуры примерно 70 °C, растворить красную кровяную соль. Такой горячий раствор делается для того, чтобы произошла необходимая реакция. Далее к раствору оксалата добавьте раствор кровяной соли, перемешайте и поставьте в темное место для охлаждения до комнатной температуры. Тут уместно добавить, что эти манипуляции удобно делать на водяной бане.

В раствор оксалата перед смешиванием можно добавить 0,1 грамма бихромата аммония, что повысит контрастность раствора, чистоту отпечатков, а также увеличит срок его хранения. Но мне удобно добавить несколько капель раствора бихромата прямо в эмульсию перед нанесением — если это необходимо.

***

После того как раствор остынет, на дне емкости образуется осадок, его надо отфильтровать и выбросить. Делайте это осторожно, стараясь избегать попадания на кожу и в глаза. Получившийся раствор очень концентрированный и кристаллизуется на поверхности мгновенно. Объем этого раствора будет составлять около 60 мл.

На фото видно, как раствор кристаллизуется на стеклянной палочке

На фото видно, как раствор кристаллизуется на стеклянной палочке

Далее раствор необходимо отфильтровать и довести до объема 100 мл.

Фильтрация готового раствора

Фильтрация готового раствора

Раствор готов к применению. В идеале все так, за исключением некоторых случаев о которых хочется сказать отдельно. Как я уже говорил вначале, реактивы оксалата очень разные в своей массе. Возможно это связано с технологией производства, либо с исходными компонентами. Так вот, при использовании некоторых образцов реактивов оксалата я доводил общий объем до 100 мл. При этом, данный раствор невозможно было нанести равномерно на бумагу без использования смачивателя. Он просто скатывался, оставляя бликующие кристаллы на поверхности бумаги. Применение смачивателя решило эту проблему. О чем в принципе и говорит Майк Уэйр, который предлагает в своей рецептуре смачиватель twin 20. В своей практике я использовал смачиватель Fotonal. Такой раствор обладал очень высокой концентрацией и светочувствительностью. Выдержки на моем устройстве экспонирования были в пределах 30-40 секунд, против классической Цианотипии I, в которой выдержки были от 70 до 100 секунд.

При использовании реактива, предоставленного на обзор от магазина ФотоСецессион, предыдущий подход не подошел. Я составил раствор как обычно, однако результат был очень странный. При проявке большая часть раствора смывалась, а вместе с ней смывалось и изображение. Попытка увеличить выдержки не дала никаких результатов.

Результат на неразбавленной химии

Результат на неразбавленной химии

Я увеличивал выдержки вплоть до 600 секунд, экспонировал несколько минут под открытым солнцем, но результат оставался прежним, как на фото. Вялое неконкретное изображение. Я был обескуражен. Кроме того, особенность этого реактива была в том, что он наносился очень легко и равномерно без использования смачивателя.

Удивительное решение этой проблемы появилось после обсуждения с Иваном Сахаровым. Он посоветовал доводить объем полученного раствора не до 100 мл, а до 200 мл. Интересно, что Майк Уэйр в своей оригинальной рецептуре советует делать так же. Но я на это не обратил внимания, так как имел другой опыт. И действительно! Оно работает! Выдержки стали в пределах 50-60 секунд, а изображение четким и насыщенным. Но тут я забежал немного вперед.

II. Нанесение эмульсии, экспонирование, проявка

Ну вот, наш раствор готов, он разбавлен до 200 мл, кстати это еще один плюс этой химии. С 30 грамм оксалата получается в два раза больше рабочего раствора.

Нанесение эмульсии

Нанесение эмульсии

  1. Составляем эмульсию для нанесения. Для этого добавим в нее несколько капель смачивателя, а также несколько капель 40% раствора лимонной кислоты. Лимонная кислота нужна для живучести раствора, в том случае если бумага будет не высокого качества с примесями. Для покрытия трех листов А5 хватит 5 мл эмульсии. Смачиватель значительно уменьшает расход.
  2. Наносим эмульсию как обычно. При лампе накаливания вначале намазываем раствор кистью в разные стороны, а затем разравниваем широким сухим флейцем. В идеале кисти не должны иметь металлических частей, так как раствор заметно сильней вступает в ними в реакцию, нежели в Цианотипии I. Так же можно наносить раствор стеклянным прутом без применения кистей.
  3. Далее вешаем сушиться в темноте от 20-60 минут, в зависимости от условий. Просушенную очувствленную бумагу использовать сразу же, так как в дальнейшем она теряет свои свойства.
  4. Высушенная бумага должна иметь зеленоватый цвет, в этом случае результаты будут стабильные. Если же цвет бумаги изменится на синий, значит бумага плохого качества и произошла реакция. Также могут быть синие пятна и вкрапления.

Для статьи я взял самые простые сорта бумаги, которые можно купить в любом канцелярском магазине или хоббимаркете. Это: ватман Гознак 200 г/м, акварельную бумагу «Славница» от Палаццо 200 г/м, и чертежную бумагу Canson «C.A. GRAIN» 180 г/м. Именно на таких бумагах будет интересно проверить работу раствора.

Перед началом печати неплохо проэкспонировать тоновую шкалу для того, чтобы понять в каких пределах лежат выдержки. На фотографии две тоновые шкалы со временем засветки 40 и 60 секунд соответственно. Экспонирование проводилось с помощью уф ламп Philips с расстояния 15 см от оригинала. Становится понятно, что выдержки будут в этих значениях. Кстати, здесь уже заметно как ведет себя бумага «Славница», заметны некоторые пятна на поверхности бумаги.

Промывать отпечатки можно в проточной воде до чистых светов. Однако, качество воды может повлиять на конечный результат, в этом случае можно проявить отпечаток сначала в кислой ванне 1-2 % раствора лимонной кислоты. Затем промыть в течении получаса до исчезновения желтой окраски.

III. Результаты тестов

Серию тестов я провел на 50 секундах для всех бумаг.

Ватман Гознак, 50 секунд

Ватман Гознак, 50 секунд

Неожиданно очень хорошо отработал ватман Гознак . Света почти белые, хорошая детализация и контраст.

«Славница» Палаццо 50 секунд

«Славница» Палаццо 50 секунд

У «Славницы» очень хороший тональный диапазон. Несмотря на то, что пятна так и остались, именно у этой бумаги оказались наиболее чистые света. Видимо сказывается, что это все таки акварельная бумага, а не чертежная. Отсюда можно сделать предположение, что на акварельных премиум бумагах типа Fabriano Artistico, химия будет работать отлично.

Чертежная бумага от Canson, 50 секунд

Чертежная бумага от Canson, 50 секунд

Canson дает самую насыщенную картинку, но и самую грязную в светах. Света имеют сильно желтый оттенок, который не вымывается. Хотя такой эффект можно использовать творчески. Света на изображении желтоватые, что дает изображению третий теплый тон, прямо как в сплит тонировании.

***

В заключении я проэкспонировал ватман Гознак на предельной выдержке в 65 секунд. Здесь тени конечно уже сильно забиты, а света все еще белые. Для хороших результатов можно построить корректирующую кривую для негатива под эту бумагу. Тогда можно будет выровнять света относительно теней в рабочем диапазоне выдержек.

Ватман Гознак, 65 секунд

Ватман Гознак, 65 секунд

Резюмируя все вышеописанное, можно сказать, что Цианотипия II, имеет ряд преимуществ перед Цианотипией I:

  • однокомпонентный раствор;
  • он намного дешевле первого вследствие разбавления базового объема до 200 мл;
  • имеет более высокую сохранность;
  • имеет более высокую светочувствительность;
  • дает более чистые света при использовании качественных бумаг.

Из минусов можно отметить:

  • разные по качеству реактивы у разных производителей;
  • возможные вариации при приготовлении растворов, из-за чего могут возникать нетипичные проблемы.

В целом, мне очень нравится этот метод, и я с удовольствием его применяю в качестве первого слоя в цветной и тоновой гумбихроматной печати.

Несколько работ, сделанных с использованием Цианотипии II:

Артемий Сысоев. Цианотипия IIАртемий Сысоев. Цианотипия IIАртемий Сысоев. Цианотипия II

Всем успехов в печатных техниках! Буду рад, если поделитесь своими соображениями в комментариях под статьей.

Артемий Сысоев, 30 мая 2019 года

Имя*:
Ваш комментарий*
Получать новые комментарии на e-mail:
Введите код с картинки:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.