Бромойль
Поделиться:
Набор предназначен для приготовления дубящего отбеливателя, который превращает обычный серебряный отпечаток в желатиновую матрицу. Затем матрица заполняется масляной краской.
Внимание! При работе с химическими реактивами строго соблюдайте меры предосторожности! Обязательно используйте защитные перчатки. Не допускайте контакта химикатов с пищевыми продуктами и средствами гигиены. Не допускайте попадания растворов в глаза! При попадании на кожу немедленно промойте большим количеством воды. Беречь от детей.
Что в наборе
- Запасной раствор А - 500 мл (конц.)
- Запасной раствор В - 500 мл (конц.)
- Запасной раствор С - 500 мл (конц.)
- Инструкция
Набор рассчитан на обработку 100 отпечатков 18х24 см. или 50 отпечатков 24х30 см.
1. Принцип работы
Дубящий отбеливатель разлагает металлическое серебро ч/б отпечатка и дубит желатиновую подложку пропорционально плотности бывшего изображения. Чем темнее была область, тем сильнее задубится желатин. Перед нанесением краски получившаяся желатиновая матрица замачивается в воде. Задубленные тени бывшего отпечатка перестают впитывать воду, поэтому легко принимают масло, света же останутся чистыми, поскольку краска на них не ляжет.
2. Требования к отпечатку
Для обработки подходят отпечатки, выполненные на матовой бумаге с картонной подложкой. Изображение должно быть контрастным, с хорошей проработкой деталей, без вуали. Старайтесь избегать обширных однотонных областей.
Большинство современных фотобумаг выпускается с уже задубленным желатиновым слоем. Это несколько усложняет подготовку матрицы, тем не менее даже они годятся для бромойля.
Проявите и зафиксируйте отпечаток как обычно. Важно! Не используйте дубящие растворы: проявители, содержащие избыток щелочи, дубящие стоп-ванны и быстрые фиксажи. Для фиксирования подойдет 10% раствор тиосульфата натрия (1 пакет на литр воды, время обработки 8-10 мин.)
3. Предварительная сушка
После фиксажа промойте отпечаток в проточной воде в течение 30-45 мин. и дайте ему полностью высохнуть.
4. Приготовление отбеливателя
Отмерьте по 50 мл растворов А, В и С, смешайте, доведите объем дистиллированной водой до 1 литра. В литре отбеливателя можно обработать до 10 отпечатков 18х24 см.
Внимание! Раствор С содержит бихромат калия! Токсичен. Работайте в перчатках. Старайтесь не допускать разлива и разбрызгивания раствора. В случае попадания на кожу промойте большим количеством воды с мылом.
5. Отбеливание
Замочите серебряный отпечаток в воде комнатной температуры на 5-7 мин. Затем поместите его в ванну с отбеливателем на 8-10 мин. Периодически покачивайте кювету. Черно-белое изображение исчезнет. Важно строго следить за временем обработки. Недодержка или передержка в отбеливателе может дать негодную для печати матрицу.
6. Второе фиксирование
После отбеливателя промойте получившуюся матрицу в проточной воде комнатной температуры в течение 15 мин. Затем поместите лист в 10% раствор нейтрального фиксажа на 5 мин. Второе фиксирование нужно для того, чтобы серебряный отпечаток не восстановился со временем.
7. Финальная промывка и сушка
После фиксажа промойте матрицу в проточной воде в течение 30-45 мин. Затем аккуратно промокните избыток влаги с поверхности и оставьте лист до полного высыхания. Для некоторых бумаг может потребоваться повторное замачивание и сушка. Это главный секрет при работе с современными задубленными фотобумагами - чем больше раз вы замочите и высушите матрицу в процессе подготовки, тем рельефнее она получится.
8. Нанесение краски
Ключевой этап, которому стоит посвятить отдельную статью. Здесь приведем лишь общие рекомендации.
- в бромойле чаще всего используются литографские краски, но для знакомства с процессом подойдет и обычная масляная, если сделать ее менее жидкой. Заранее выдавите небольшое количество краски на газету и оставьте на 10-12 часов, чтобы удалить избыток масла;
- замочите подготовленную матрицу в воде комнатной температуры до появления рельефа (в среднем 3-5 мин.);
- расположите лист на гладкой жесткой поверхности (подойдет стекло);
- аккуратно промокните матрицу бумажным полотенцем с обеих (!) сторон. На поверхности не должно оставаться капель;
- возьмите небольшое количество краски и распределите ее по стеклу тонким слоем при помощи шпателя;
- наберите краску со стекла на круглую кисть. Ударяющими движениями создайте на стекле вторую область с краской. Переносить краску на отпечаток нужно именно отсюда!
- такими же ударяющими движениями равномерно покройте матрицу тонким слоем краски, затем перераспределите краску по поверхности, очищая света и уплотняя тени. На финальном этапе помимо кисти можно использовать резиновый валик, ватные тампоны, ластик и пр.
- матрицу нужно периодически замачивать повторно, чтобы снова усилить рельеф. Не забывайте каждый раз удалять воду с обеих сторон бумаги - капли воды оставят на отпечатке белые точки.